Россия и Иран скрепляют нефтяные узы

Министр энергетики России Александр Новак и министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане подписали Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран сроком на пять лет. О том, что такая сделка готовится, мировая пресса сообщала на протяжении последних месяцев.

Меморандум предполагает расширение торгово-экономического сотрудничества в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, развития электросетевой инфраструктуры, нефтегазового комплекса, а также поставок машин, оборудования и товаров народного потребления. А конкретные контракты в указанных рамках будут обсуждаться 9-10 сентября в Тегеране на заседании межправительственной комиссии России и Ирана, сопредседателями которой и являются Новак и Зангане.

Отметим, что о существенном наращивании экономических связей президенты Путин и Роухани договорились в ходе их встречи в сентябре прошлого года в Бишкеке. Впоследствии Путин и Роухани уладили остававшиеся нерешенными вопросы в ходе майской встречи в Китае. А реализацию достигнутых договоренностей президенты обсудят на предстоящих встречах, которые возможны на Каспийском саммите в Астрахани 29 сентября, или ранее - на саммите ШОС в Душанбе 11 сентября.

Прежде всего, речь идет о закупке Россией иранской нефти. Ранее стороны говорили о больших объемах - до 25 млн тонн в год, или около четверти всей иранской нефтедобычи. Пока же согласован более скромный объем - 2,5-3 млн тонн в год, который будет закупать специально созданный для этой цели трейдер, контролируемый государством. Это должно минимизировать влияние возможных санкций со стороны Запада. Иран продаст нефть российской компании и закупит на полученные деньги у России товары. Причем, Иран будет продавать нефть с небольшим дисконтом к Brent, который сейчас составляет около 5 долларов на баррель. То есть, объем годового контракта может составить 2,35 млрд. долларов.

Основная проблема при этом - поиск экономически целесообразных вариантов с учетом действующего нефтяного эмбарго. Предполагается, что основной объем будет продаваться на споте (когда оплата по сделке производится сразу).  Сейчас монопольный экспортер иранской нефти, госкомпания NIOC, продает нефть только конечным потребителям - в Китай, Индию и Японию. А это создает возможности для своповых (обмен разнообразными активами) поставок нефти в рамках экспортных обязательств российских компаний, у которых в результате появится свободный объем в России для переработки. Причем, у ЛУКОЙЛа и "Газпромнефти" уже есть добыча в регионе и трейдинговый опыт, но если контракт получит созданный с нуля государственный трейдер, ему продать нефть с прибылью будет сложнее.

Помимо сырой нефти, Иран может поставлять России нефтехимическую продукцию и прочие товары. На вырученные же средства Иран намерен покупать у России ее продукцию и услуги. По словам посла Ирана в Москве Мехди Санаи, Тегеран заинтересован в закупках российского машинного оборудования, рельсов, тяжелых грузовиков, металлов и зерна. Часть средств Иран мог бы пустить на строительство российскими компаниями второго блока АЭС в Бушере. Возможно и участие российских компаний в проектах на территории Ирана по строительству и реконструкции электростанций и сетей, в частности, электрификации железной дороги, и в других проектах.

Как отмечают российские источники, США пытались сорвать эту сделку, угрожая российским и иранским компаниям санкциями. Мол, активизация сотрудничества между Москвой и Тегераном противоречит действующим в отношении Ирана санкциям.

Администрация Обамы опасается, что доходы от сделки с Москвой ослабят заинтересованность Тегерана в достижении долгосрочного компромисса по его ядерной программе. Подписание же меморандума именно сейчас во многом объясняется обострением в отношениях между Россией и Западом. Россия сегодня не настроена прислушиваться к рекомендациям США, а Иран, значимость которого для Запада сильно возросла  в связи с событиями в Ираке и поисками альтернатив российским углеводородам, получил большую свободу для маневра. Кроме того, раньше Москва боялась угрозы американских санкций за нарушение нефтяного эмбарго в отношении Ирана, а сейчас эти санкции уже введены против нефтяного сектора России. И еще одной важной причиной оперативной реализации Москвой планов в отношении Тегерана эксперты называют обостряющуюся борьбу за иранский рынок. Как только санкции в отношении Ирана будут сняты полностью, рынок взорвется.

haqqin.az

В этом разделе